Минфин

SUPER IT: СДЕЛАНО УКРАИНЦАМИ

Все будет Grammarly: как украинцы создали онлайн-сервис на $13 млрд

спецпроект
Компания Grammarly основана в 2009 году
Офисы компании находятся в 3 странах, хабы расположены в Киеве, Сан-Франциско, Нью-Йорке и Ванкувере
В компании работают более 600 человек, почти половина из них – в Украине
Среди клиентов Grammarly – Zoom, Ciso, Expedia и другие
Сервисами Grammarly ежедневно пользуются 30 млн человек по всему миру
Капитализация компании составляет $13 млрд.
«Минфин» совместно с Райфом завершают серию спецпроектов, в которой мы рассказывали об IT-компаниях, которые смогли проложить себе дорогу на внешние рынки.

Это рассказ о людях и компаниях, которые делают Украину известной в мире как центр новейших цифровых разработок. В этот раз мы выбрали компанию, которая стала известной на весь мир и научила миллионы людей писать не только без ошибок, но и на стильном и понятным английском языке. Речь пойдет о Grammarly.
Фото Grammarly
Высокий старт со студенческой скамьи
Сервис Grammarly, который помогает людям во всех уголках мира более эффективно общаться на английском языке, создали трое киевлян: Алексей Шевченко, Максим Литвин и Дмитрий Лидер. Это был не первый их успешный проект. Ему предшествовал сервис MyDropBox, который Максим и Алексей запустили несколькими годами ранее. Его идея заключалась в том, чтобы выявлять плагиат в студенческих работах, и она пришлась по душе многим мировым университетам, которые стали главными покупателями.
Сервис успешно прошел тестирование, после чего был запущен онлайн-редактор по модели платной подписки. Это обеспечило компании быструю окупаемость, и в 2009 году она получила свое новое название – Grammarly.

«Компания уже через 2 года после основания стала прибыльной. Но, вероятно, одним из переломных моментов стало наше решение перейти на модель Freemium, то есть сделать часть базовой функциональности бесплатной, а расширенные функции предлагать по платной подписке. Этот шаг был достаточно рискованным, но помог нам ускорить рост базы пользователей»,  – делится Максим Литвин.
«Работая над MyDropBox, мы задумывались: почему люди вообще используют плагиат и почему им бывает трудно выражать свои собственные мысли при написании?», – говорит Максим Литвин, сооснователь и Head of Revenue компании Grammarly.

К этим вопросам разработчики вернулись после того, как MyDropBox в 2007 году приобрела компания Blackboard. Тогда же к команде Grammarly присоединился третий сооснователь – Дмитрий Лидер.
Алексей Шевченко, Максим Литвин и Дмитрий Лидер
Максим Литвин
Не просто проверка грамматики
Сегодня Grammarly – это онлайн-платформа, которая объединяет различные продукты, помогающие общаться эффективнее. А это не только о правильности – грамматике, орфографии или пунктуации. Сервис работает со сложными аспектами общения, помогает улучшить четкость, лаконичность и понятность текста, найти синонимы к словам, дает советы соответственно к выбранной цели, определяет тон сообщения и многое другое.
Кроме того, у Grammarly есть интеграции с большим количеством интерфейсов: от браузерного расширения и веб-редактора до мобильных клавиатур и десктопных приложений. И на этом, по словам Максима Литвина, команда не собирается останавливаться.

«Мы продолжаем увеличивать количество сайтов и приложений, на которых можно использовать Grammarly. Все это для того, чтобы пользователи могли получать помощь по созданию текстов там, где им это сейчас нужно», – отмечает предприниматель.
Grammarly начинался как сервис проверки грамматики, но очень быстро вырос из этих рамок.

«Постепенно мы существенно расширили типы советов Grammarly, чтобы давать людям больше уверенности в их письменном общении на английском языке и помогать лучше понимать друг друга», – отмечает Максим Литвин.
Фото Grammarly
Фото Grammarly
Как привлечь Zoom, Cisсo и другие крупные компании в клиенты

На бизнес-сектор соучредители обратили внимание несколько позже. Понимание, что у этого сегмента есть большой потенциал, пришло после обращения первого бизнес-клиента.

«Это подтолкнуло нас активнее изучать вызовы профессионального общения. В конце концов, в 2019 году мы основали в рамках компании новое подразделение – Grammarly Business. Он работает над развитием отдельного продукта для бизнес-клиентов, продажами и послепродажной поддержкой», – рассказывает Литвин.
«Только за прошлый год доля бизнес-клиентов с крупными контрактами выросла на 250%. Кроме того, мы также работаем над развитием партнерств – в 2021 году мы начали сотрудничество с Samsung Mobile, а также запустили платформу для разработчиков Grammarly for Developers», – делится Максим Литвин.

Сегодня сервисами Grammarly пользуются более 200 стран мира. Каждый рынок – это своего рода вызов. Ведь при продаже B2B-продукта важно учитывать особенности каждого региона.
Теперь среди клиентов Grammarly такие ведущие бренды, как Zoom, Cisco, Expedia и многие другие. Этот перечень постоянно расширяется.
Сегодня сервисами Grammarly ежедневно пользуются 30 миллионов человек по всему миру, среди них – 30 000 команд бизнес-клиентов.

«Нашими первыми клиентами были индивидуальные пользователи. Если же говорить о B2B-направлении, то здесь мы сначала начали работать с образовательными учреждениями. До запуска Grammarly у нас уже был опыт работы с университетами, так что он нам очень помог», – признается Максим Литвин.
Фото Grammarly
Фото Grammarly
«Это не «проще или сложнее», а просто по-разному. Например, бизнес-клиентам на рынке Азии часто важно, прежде всего, узнать о технических характеристиках продукта и получить набор необходимой документации, который проработает их ІТ-отдел. Тогда как на рынке Северной Америки большее значение может иметь демо-сессия продукта для человека, непосредственно принимающего решение о его приобретении», – говорит Максим.

Знание своего клиента, его потребностей, целей, и готовность подстроить продукт под его запросы – те ключевые пункты, которые помогают Grammarly продавать свой сервис крупным корпорациям, независимо от их сегмента и локации.

Лучше быстрее, чем поздно

Работа над Grammarly принесла своим основателям множество ценных уроков.

«Из сложных ситуаций на пути Grammarly я сделал для себя несколько выводов. Во-первых, важно оставаться верным своим ценностям и миссии, что бы ни случалось. Во-вторых, data-driven подход – это ключ к принятию решений. В-третьих, привлекать стороннюю экспертизу, если на каком-то этапе не хватает собственной, – это ок. И это помогает двигаться вперед к вашей цели. В свое время мы пригласили СЕО со стороны, чтобы перенять его опыт и быстрее развивать компанию. Привлечение же инвестиций помогло, в частности, заручиться поддержкой инвесторов и получить преимущества от их экспертизы и связей. Это, в свою очередь, было важно, чтобы расширять круг пользователей Grammarly и привлекать таланты, необходимые для ускорения развития продукта», – говорит Максим Литвин.

Кстати, относительно талантов, то у Grammarly сейчас работает более 600 человек в трех странах. Около 270 из них – в Украине, но уже в следующем году компания планирует увеличить их количество еще на 50%.
Лучше быстрее, чем поздно
Работа над Grammarly принесла своим основателям множество ценных уроков.

«Из сложных ситуаций на пути Grammarly я сделал для себя несколько выводов. Во-первых, важно оставаться верным своим ценностям и миссии, что бы ни случалось. Во-вторых, data-driven подход – это ключ к принятию решений. В-третьих, привлекать стороннюю экспертизу, если на каком-то этапе не хватает собственной, – это ок. И это помогает двигаться вперед к вашей цели. В свое время мы пригласили СЕО со стороны, чтобы перенять его опыт и быстрее развивать компанию. Привлечение же инвестиций помогло, в частности, заручиться поддержкой инвесторов и получить преимущества от их экспертизы и связей. Это, в свою очередь, было важно, чтобы расширять круг пользователей Grammarly и привлекать таланты, необходимые для ускорения развития продукта», – говорит Максим Литвин.

Кстати, относительно талантов, то у Grammarly сейчас работает более 600 человек в трех странах. Около 270 из них – в Украине, но уже в следующем году компания планирует увеличить их количество еще на 50%.
Объединить большую команду в разных концах мира компании помогают общие ценности, которыми они руководствуются в своей работе. А это:
Этичность – поступать всегда правильно – даже тогда, когда никто не следит
Адаптивность – быть готовым к изменениям и положительно подходить к решению проблем
Настойчивость – делать все возможное для выполнения своей задачи, когда это необходимо
Эмпатия – относиться к другим так, как бы они сами хотели, чтобы к ним относились
Незаурядность – постоянно учиться ради развития и оставаться скромными

По словам Максима, компании очень важно, чтобы эти ценности разделяли также новые коллеги, которые присоединяются к компании.

На что стартап потратит $200 млн
Долгое время Grammarly работала по модели самоокупаемости. Это было возможно, поскольку компания была основана на средства их руководителей, которые они получили от продажи предыдущего бизнеса. Плюс уже через два года после основания она стала прибыльной. Первые сторонние инвестиции в размере $110 млн Grammarly привлекла в 2017 году. После этого был еще один раунд на $90 млн. И недавно, в ноябре 2021 года, Grammarly снова сообщила о привлечении более $200 млн инвестиций. Максим Литвин говорит, что инвестиции им нужны не для поддержки операционной деятельности компании.
«Новый раунд, прежде всего, призван помочь в привлечении самых лучших талантов, ускорить рост команды и для развития инновационных решений для продуктов Grammarly. Кроме этого, к нему присоединились и новые инвесторы – их опыт и экспертиза очень важны для нашего дальнейшего развития», – отмечает Максим.

В число инвесторов Grammarly вошли один из крупнейших акционеров Tesla – инвесткомпания Baillie Gifford – и фонды и счета, которыми управляет компания BlackRock. А ее капитализация достигла $13 млрд, превратив Grammarly из единорога в декакорна.

Обычно большинство преуспевающих стартапов рассматривают возможность «экзита». По словам Максима Литвина, в Grammarly этот вопрос пока не поднимается:

«Выход на IPО может стать одним из наших шагов в будущем. Но конкретных планов у нас пока нет. Будем готовы поделиться ими, когда придет время».
Фото Grammarly
Планов на будущее не занимать
На достигнутом команда Grammarly не собирается останавливаться. Если не вдаваться в детали и брать глобально, компания планирует работать в двух направлениях.
1
Расширение и углубление советов Grammarly
«Мы стремимся создать коммуникационный ассистент, который будет помогать людям лучше понимать друг друга. Много шагов на этом пути мы уже проделали. И еще много интересных задач и новых вызовов впереди», – говорит Максим.
2
Расширение доступности сервисов Grammarly
«Наша цель – чтобы пользователи могли получать помощь Grammarly везде, где она им нужна. Сегодня сайтов и приложений, на которых можно пользоваться Grammarly, более полумиллиона. И мы работаем над тем, чтобы эта цифра росла. Развитие новых партнерств и в дальнейшем будет в центре нашего внимания. Ну и, конечно, мы продолжим улучшать и расширять функциональность продукта Grammarly для бизнес-клиентов», – подытоживает сооснователь компании.
Читайте другие истории спецпроекта
Совместный спецпроект
Райффайзен Банка и «Минфина»
Проект опубликован при финансовой поддержке компании-партнера, но с учетом редакционной политики сайта «Минфин»
Получайте BANK ID
С BANK ID вы получите комфортный и безопасный доступ к государственным, финансовым, коммерческим и других услугам, что предоставляются дистанционно и требуют идентификации.
Снимайте наличные в банкоматах Райф смартфоном
Теперь не нужно вставлять карточку в считывающее устройство и ждать ее возвращения, к тому же исчезает риск, что карта будет забыта или изъята банкоматом.
Депозит в Raiffeisen Online
Открывайте депозиты с повышенной ставкой:
  • Легко и надежно
  • Оформление срочных вкладов и вкладов до востребования без визитов в отделения
  • Снимайте и пополняйте где угодно и когда угодно, с вкладом "Универсальный"
Кредит для бизнеса в новом Raiffeisen Business Online
Теперь наши клиенты частные предприниматели могут с легкостью получить кредит на развитие собственного дела в новом Raiffeisen Business Online. От 50 000 до 500 000 грн без визитов в отделения и кучи бумажек.
Обмен валют в Raiffeisen Online
Быстро и удобно обменивайте, покупайте и продавайте доллары и евро просто в вашем приложении.
Ежемесячный бюджет в Raiffeisen Online
Благодаря этой новой функции в Raiffeisen Online будет проще анализировать и распределять свой бюджет.
Над спецпроектом работали:
Автор: Ирина Рыбницкая

Редактор: Юрий Гусев

Верстка: Ирина Милевская
Менеджер по работе с клиентами: Антонина Литвинова

Team Lead: Ольга Бандуренко

© 2008-2021 ООО "МинфинМедиа". Код ЕГРПОУ: 35506859
Копирование и размещение материалов на других сайтах разрешается только с гиперссылкой вида: www.minfin.com.ua
Телефон: (044) 392-47-40
Звонок в пределах территории Украины со всех номеров операторов мобильной и городской связи по тарифам операторов
График работы: понедельник - пятница с 09:00 до 18:00
Юридический адрес: Украина, Киев, Вадима Гетьмана, 1-Б, 3 этаж