Минфин

SUPER IT: СДЕЛАНО УКРАИНЦАМИ

Техника молодежи: как украинская школа робототехники получила признание в Европе

Рецепт успеха от Robocode

спецпроект
«Минфин» вместе с Райфом продолжает серию спецпроектов, в которой мы рассказываем о тех IT-компаниях, которые смогли проложить себе путь на внешние рынки.

Это рассказ о людях и компаниях, которые делают Украину известной в мире как центр новейших цифровых разработок. В этот раз мы выбрали компанию, которая не только объединила IT с образованием, но и смогла масштабировать бизнес, развивая его не только в Украине, но и за границей. Речь пойдет о школе робототехники Robocode, которую знают уже и за пределами Украины.
Роман Божок, CEO школы робототехники Roboсode, управляющий партнер частной школы Future School of Technology, преподаватель математики
Образование плюс технологии
Роман читал много книг по бизнесу, учился в Эриксоновском Университете коучинга, Школе бизнеса в Риге. Потом стал директором украинского представительства международной торговой компании с производством в разных странах мира. «Но всегда хотелось наоборот — делать что-то в Украине и продавать потом во всем мире. Мне нравилась сфера образования, наука, технологии и я думал, как это все можно объединить», — вспоминает Роман Божок.
Роман Божок мог бы стать ученым, инженером, программистом, но уж очень ему не нравилась «кабинетная жизнь». После физмата Университета им. Н.П.Драгоманова он учился в аспирантуре Института математики, работал младшим научным сотрудником в отделе математической физики и отделе фронтального анализа, работал в Боннском университете. Однажды решил попробовать себя в бизнесе: «В 27 лет я ушел из научной сферы и занялся предпринимательством. Я не видел себя человеком, который сидит по восемь часов за столом, поскольку очень активный, деятельный по своей натуре».
Однажды он посетил международную конференцию по новым технологиям в образовании и там говорилось о том, что робототехника очень помогает изучать программирование. Тогда-то и начала оформляться бизнес-идея. Роман пошел на курсы Java и успешно их закончил, но не хотел быть программистом, который проводит дни напролет за компьютером. Решил двигаться в сторону технологических стартапов, смотрел видеоролики по этой теме — все что находил у нас и за рубежом. «В итоге я пришел к выводу, что было бы хорошо заниматься роботами. Но конструировать их — это очень сложный процесс. Тогда возникла мысль создать школу по робототехнике», — вспоминает Роман Божок.
Главное — надежная команда
Благодаря слаженной работе, первая школа сразу стала успешной. И в течение первого года удалось открыть еще шесть таких школ.

Работы было очень много, приходилось трудиться без выходных. Благо, в команду вскоре пришли талантливые молодые ребята Женя и Артем: отличный программист и виртуозный конструктор. Их взяли на должность преподавателей, а параллельно они возглавили отдел R&D, создавали программы, конструировали роботов. А через три года стали соучредителями проекта.
Проект быстро масштабировался. Если в мае 2017 года работало 7 школ, то в 2018-м — 17, в 2019 — 47, в 2020 — 85 школ, а в мае 2021 — 88. «Небольшая остановка в развитии была связана с локдауном. Но все равно за это время мы вышли на рынки семи стран: Украины, Румынии, Молдавии, Белоруссии, Чехии, Словакии, Польши. Во время локдауна мы перешли на онлайн образование, перевели программы на чешский, польский и другие языки и учебный процесс не прекращался», — рассказывает Роман Божок.
Примерно в то же время, когда пришли Женя и Артем, к проекту присоединились Ростислав и Феликс, сразу став соучредителями. «Они поделили функции так, как мы с Андреем — один контролировал развитие, учебный процесс, другой — финансово-административный. В тандеме они прекрасно дополнили нашу команду, потому что мы с Андреем уже не справлялись», — поясняет Роман Божок.
Роман встретил свою старую подругу Елену — преподавателя английского языка, у которой была своя школа. А ее муж, Андрей Вылегжанин, будучи финансистом, как раз уволился с работы и не знал, чем заняться. «Я ему предложил открыть школу, что мы и сделали в сентябре 2016 года. На тот момент у меня была тысяча долларов. А всего для открытия первой школы надо было примерно десять. Андрей вложил свои деньги, плюс, я одолжил у родственников. Так и хватило», — рассказывает Роман Божок.

У них получился отличный тандем. Роман занимался продажами, маркетингом, преподавателями и учебным процессом в целом. Андрей обеспечивал финансовую, административную и техническую часть проекта.
Как вырастить технического гения
Здесь учат не только программированию, но и азам бизнеса: «Мы так строим систему обучения, чтобы дети делали как можно больше собственных проектов, задумывались над такими вопросами, как: «Кому нужен мой проект?», «Какую проблему решает мой продукт?», «Кто потенциальный покупатель?» и т.п. Не то что мы учим предпринимательству, но «зашиваем» в программы практичный анализ, подход, который помогает в развитии бизнеса».
Между детьми проходят конкурсы проектов — это важная, «проектная» часть обучения. Кстати, и киевский КПИ, и Одесский политехнический университет заинтересованы в том, чтобы к ним приходили выпускники Robocode. «В наших школах преподают специалисты из КПИ, Одесского политеха и других солидных ВУЗов, у наших детей и молодежи действительно очень высокий уровень знаний. А одновременно — практических навыков», — гордится Роман Божок.
Таких школ, как Roboсode, пока мало. В Польше, Чехии например, нет: есть Lego программирование, а взрослого embedded программирования нет. «Представьте, что через 7 лет в Украине будет 20 тысяч специалистов по embedded программированию, а в Польше, Чехии не будет. И это прикольно», — говорит Роман Божок.

Сейчас в школах сети Robocode более 10 тысяч учащихся. Основная возрастная категория — с 8 до 16 лет. Но программы подходят и студентам, и более старшим людям.
Future School of Technology
Например, чтобы создать робота, нужно учить математику и физику. «Возьмем робота манипулятора, который переносит предметы с одного места на другое. Для этого нужно с помощью теоремы косинуса посчитать расстояние. Большинство не связанных с инженерией людей не понимает, зачем нужна теорема косинусов. Мы ведь в обычной жизни не используем знания по математике, которые дают, начиная с пятого или шестого класса. Соответственно, учить ее нет мотивации. А наши дети с удовольствием учат, чтобы тут же использовать на практике», — поясняет Роман Божок.
На уроках используются роботы, созданные в RD-отделе (разработки и исследования Roboсode). Плюс, дети конструируют свои собственные проекты. Это позволяет делать учебу максимально интересной. А на пятом году обучения используются технологии искусственного интеллекта. Среди них: компьютерное зрение, которое учит автомобиль различать дорожные знаки, системы интеллектуального управления компьютером, дроном и т.п. «В сентябре в Future School of Technology будет уже порядка 60 учеников. А со временем мы, скорее всего, откроем сеть таких школ полного дня», — делится планами Роман Божок.
Также есть уроки по прикладной математике. Например, дети считают, как поднимется цена акций Google или Tesla за три года и сколько на них можно заработать, если купить сейчас ценные бумаги на определенную сумму. «Конечно, это интереснее, чем задачи из обычного учебника по математике. Причем расчеты делают в Excel, что тоже очень полезно», — убежден Роман Божок.
На уроках также дают задание создать в Excel свой магазин, посчитать его прибыль, маржинальность и пр. Это очень интересно, потому что каждый может создать свою индивидуальную торговую точку. Если ребенок любит животных, он создаёт магазин товаров и корма для зверей. «Таким образом, он может реально рассчитать развитие интересного ему бизнеса. Мотивация гораздо выше, чем когда все дети выполняют одни и те же задания. Такой подход в обучении используют не многие», — говорит Роман Божок.
В школах Roboсode занятия один-два раза в неделю. А 1 сентября 2019 года открыли еще и специализированную школу полного дня — Future School of Technology (с пятого по десятый класс), в которой дети учатся с понедельника по пятницу по разным предметам. Фокус на математику, биологию, химию, физику, робототехнику, биотехнологии, программирование.

Роман Божок говорит, что школа очень востребована, ведь не секрет, что у большинства обычных общеобразовательных школ далеко несовершенные системы обучения. А в Future School of Technology дети могут максимально себя раскрыть и проявить, у них очень высокая мотивация. Это важно, потому что свободолюбивое поколение «альфа» не будет делать то, смысл чего не понимает.

Кадры воспитывают сами

В сети Roboсode сейчас работает более 220 штатных преподавателей. Причем среди них нет «классических» учителей — тех, кто заканчивал педагогические ВУЗы: «Наши преподаватели — это инженеры. У нас есть особая технология обучения преподаванию. Как показала практика, это гораздо лучше, чем взять человека, работавшего в традиционной системе образования многие годы».

Программы обучения Roboсode построены так, чтобы детям было максимально интересно учиться. Не каждого «классического» учителя можно быстро перестроить на нужную «волну». Такой же подход и методики используют и в Future School of Technology.
«Главные требования к нашим потенциальным преподавателям: они должны быть инженерами, любить детей и быть коммуникабельными. Остальное — наша задача, с которой мы отлично справляемся. Наши преподаватели начали вести пары в университетах — пилотный проект, мы немного ужали наши программы обучения по направлению embedded для взрослых студентов. Это оказалось очень интересно для учащихся, занятия продолжились даже онлайн на карантине. Это наш благотворительный вклад в отечественную образовательную систему».
Кадры воспитывают сами
В сети Roboсode сейчас работает более 220 штатных преподавателей. Причем среди них нет «классических» учителей — тех, кто заканчивал педагогические ВУЗы: «Наши преподаватели — это инженеры. У нас есть особая технология обучения преподаванию. Как показала практика, это гораздо лучше, чем взять человека, работавшего в традиционной системе образования многие годы».

Программы обучения Roboсode построены так, чтобы детям было максимально интересно учиться. Не каждого «классического» учителя можно быстро перестроить на нужную «волну». Такой же подход и методики используют и в Future School of Technology.
«Главные требования к нашим потенциальным преподавателям: они должны быть инженерами, любить детей и быть коммуникабельными. Остальное — наша задача, с которой мы отлично справляемся. Наши преподаватели начали вести пары в университетах — пилотный проект, мы немного ужали наши программы обучения по направлению embedded для взрослых студентов. Это оказалось очень интересно для учащихся, занятия продолжились даже онлайн на карантине. Это наш благотворительный вклад в отечественную образовательную систему».
Социально полезный бизнес
Тогда и зародилась идея, что будущий бизнес должен приносить пользу вот таким молодым людям. Кроме школ, Robocode также проводит много образовательных мероприятий, масштабных конкурсов, фестивалей и соревнований по робототехнике — программированию и конструированию роботов.
Недавно Robocode подарила Инженерной академии на Нивках роботов для оснащения класса робототехники и преподаватель компании проводит там занятия за счет Robocode. «Социально полезные проекты у нас были с самого начала, и они будут развиваться», — говорит Роман Божок.
Также на базе Robocode бесплатно обучают потенциальных преподавателей информатике, программированию и робототехнике, которые потом идут работать в разные ВУЗы страны. Работаем с электроникой в онлайн формате с помощью сервиса Tinkerсad, учим JavaScript, Python). «Государственные учреждения не могут развивать эти направления на таком уровне, на котором можем мы», — убежден Роман Божок.
«Когда я думал о бизнесе еще до его основания, мне очень хотелось, чтобы он был социально ответственным, полезным. Мне хотелось, чтобы мы в Украине делали крутые вещи, которые будут потом расходиться по всему миру», — вспоминает глава Robocode.

Однажды ночью после участия в демонстрациях на Майдане — дело было в 2014 году, Роман зашел в кафе на Троещине. За столиком сидело двое молодых людей лет двадцати. Они горячо обсуждали темы инвестиций, стартапов, какие-то проекты. «Мне на то время было уже 34 года, им 20, но я понял, что они меня во многом опередили. И мне очень понравилось, что молодежь активно развивается, у них, несмотря на ситуацию в стране, есть высокие планы и цели. И это Троещина! Я читал в свое время в школах лекции о вреде наркотиков — считаю, что это актуальная тема, и мне сказали: «А чем еще на Троещине заниматься, кроме как продажей и употреблением наркотиков?». Но те молодые люди показали, что молодежь стремится что-то делать, что-то придумывать, даже ночью в кафе на Троещине».
Украинские роботы едут за рубеж
Роботов покупают, чтобы обучаться программированию. Кроме того, планируется выпускать роботизированное оборудование для кабинетов по физике, химии, которое распознает каждого ученика и оценивает его не только по уровню базовых знаний, а и по личностным характеристикам, его эмоциональному и витальному интеллекту. Например, насколько развито в ребенке лидерство, а также разные таланты и способности, в каком направлении двигаться и т.п.
Кроме образовательных проектов, у Robocode есть и собственное производство роботов. Сначала в компании делали роботов только для себя, потом появились заказы и получилось монетизировать R&D, который требует достаточно много вложений. Сейчас в Robocode уже производят большие партии роботов на крупные суммы. «В нашем R&D отделе работает пять инженеров. Мы конструируем, производим роботов и продаем школам по всему миру. Наши роботы, как и наши программы очень интересны инвесторам, не менее интересны, чем наши школы. Инвесторы понимают, что это очень перспективная, быстроразвивающаяся отрасль. Мы уже выпустили более трех тысяч роботов — и для своих образовательных программ, и на продажу в разные страны мира», — рассказывает Роман Божок.

Главная сложность — поддерживать интерес

«Я не помню, чтобы у нас в процессе развития проектов были какие-то серьезные проблемы. Мы оказались в нужное время в нужном месте, плюс, очень сильная команда учредителей, в которой каждый в чем-то талант, профессионал. И мы отлично дополняем друг друга. Потом удалось собрать крутую команду в центральном офисе (отдел образования, маркетинговый отдел, IT специалистов, управление школ). Ну, и много работали», — делится секретами успеха Роман Божок.

Отвечая на вопрос о самых неприятных событиях в истории компании, ее создатель вспоминает о первой олимпиаде по роботам в июне 2018 года. На соревнованиях присутствовали больше 500 участников, а с родителями — около полторы тысячи человек.
«Мы дали слишком сложные задания детям. А многие наши преподаватели — студенты КПИ последних курсов, были на экзаменах и не смогли прийти. Их пришлось срочно заменять другими менторами, которых мы спешно обучили. Соответственно, у нас получилась олимпиада, на которой около 90% детей не смогли сделать задания. Плюс, она слишком дорого обошлась. Это был худший день в моей жизни».
Главная сложность — поддерживать интерес
«Я не помню, чтобы у нас в процессе развития проектов были какие-то серьезные проблемы. Мы оказались в нужное время в нужном месте, плюс, очень сильная команда учредителей, в которой каждый в чем-то талант, профессионал. И мы отлично дополняем друг друга. Потом удалось собрать крутую команду в центральном офисе (отдел образования, маркетинговый отдел, IT специалистов, управление школ). Ну, и много работали», — делится секретами успеха Роман Божок.

Отвечая на вопрос о самых неприятных событиях в истории компании, ее создатель вспоминает о первой олимпиаде по роботам в июне 2018 года. На соревнованиях присутствовали больше 500 участников, а с родителями — около полторы тысячи человек.
«Мы дали слишком сложные задания детям. А многие наши преподаватели — студенты КПИ последних курсов, были на экзаменах и не смогли прийти. Их пришлось срочно заменять другими менторами, которых мы спешно обучили. Соответственно, у нас получилась олимпиада, на которой около 90% детей не смогли сделать задания. Плюс, она слишком дорого обошлась. Это был худший день в моей жизни».
От Канады до Америки
«Мы думаем о том, чтобы перенести наш R&D в Западную Европу. В Украине, в частности, большие сложности с оформлением документов на роботов — долгий процесс. В этом году мы планируем выход на рынок Канады, через нее — в Америку. А в следующем году — в Германию», — делится планами Роман Божок.
Пандемия показала, что большие перспективы у онлайн образования. И Roboсode запустит ряд онлайн школ в Украине и в мире. «Локдаун показал, что нужно уделять особое внимание онлайн образованию, чтобы охватить как можно больше небольших городов — в первую очередь в Украине. И мы будем продолжать двигаться в этом направлении», — говорит Роман Божок.
Создатели компании ожидают, что в ближайшие пять лет Roboсode откроет школы в 30 странах и станет проектом номер один в сфере IT для детей и подростков. Плюс, займет лидирующее положение на рынке создания и продажи обучающих роботов для школ, технологических кабинетов, smart-клубов и пр. во всем мире.
В сентябре нынешнего года Roboсode планирует открыть еще 20 новых школ в Украине, Белоруссии, Чехии и Польше. Идут переговоры с венчурными фондами в разных странах мира, и до конца года ожидается поступление новых инвестиций. Это позволит компании активно развиваться на Западе. В ноябре планируется открыть онлайн школу в Канаде.
Одновременно Roboсode открывает новые школы офлайн, в том числе в небольших городах и населенных пунктах. Недавние успешные проекты — школы в Гайсине и Ильинцах.

«И вообще, если вспомнить… Была идея и тысяча долларов в кармане. Сейчас это большая сеть уникальных школ Roboсode в разных странах мира, школа полного дня Future School of Technology, производство роботов, масштабные соревнования и олимпиады, социальные проекты и пр. Так что есть желание и вдохновение развиваться дальше с пользой для себя и для мира», — подытожил Роман Божок.
Читайте другие истории спецпроекта
Совместный спецпроект
Райффайзен Банка и «Минфина»
Проект опубликован при финансовой поддержке компании-партнера, но с учетом редакционной политики сайта «Минфин»
Получайте BANK ID
С BANK ID вы получите комфортный и безопасный доступ к государственным, финансовым, коммерческим и других услугам, что предоставляются дистанционно и требуют идентификации.
Снимайте наличные в банкоматах Райф смартфоном
Теперь не нужно вставлять карточку в считывающее устройство и ждать ее возвращения, к тому же исчезает риск, что карта будет забыта или изъята банкоматом.
Депозит в Raiffeisen Online
Открывайте депозиты с повышенной ставкой:
  • Легко и надежно
  • Оформление срочных вкладов и вкладов до востребования без визитов в отделения
  • Снимайте и пополняйте где угодно и когда угодно, с вкладом "Универсальный"
Кредит для бизнеса в новом Raiffeisen Business Online
Теперь наши клиенты частные предприниматели могут с легкостью получить кредит на развитие собственного дела в новом Raiffeisen Business Online. От 50 000 до 500 000 грн без визитов в отделения и кучи бумажек.
Обмен валют в Raiffeisen Online
Быстро и удобно обменивайте, покупайте и продавайте доллары и евро просто в вашем приложении.
Ежемесячный бюджет в Raiffeisen Online
Благодаря этой новой функции в Raiffeisen Online будет проще анализировать и распределять свой бюджет.
Над спецпроектом работали:
Автор: Татьяна Громова

Редактор: Юрий Гусев

Верстка: Ирина Милевская
Менеджер по работе с клиентами: Антонина Литвинова

Team Lead: Ольга Бандуренко

© 2008-2021 ООО "МинфинМедиа". Код ЕГРПОУ: 35506859
Копирование и размещение материалов на других сайтах разрешается только с гиперссылкой вида: www.minfin.com.ua
Телефон: (044) 392-47-40
Звонок в пределах территории Украины со всех номеров операторов мобильной и городской связи по тарифам операторов
График работы: понедельник - пятница с 09:00 до 18:00
Юридический адрес: Украина, Киев, Вадима Гетьмана, 1-Б, 3 этаж